Средневековый костюм. Костюмер, художник кино и телевидения в спб

Эпоха Средневековья — период истории преимущественно Европы и Ближнего Востока, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. 

 Эпоху Средневековья условно делят на три основных этапа:  Раннее Средневековье (V–X века) — время упадка античной культуры, великого переселения народов и формирования новых государств. Высокое Средневековье (XI–XIII века) — период расцвета рыцарской культуры, крестовых походов и развития городов. Позднее Средневековье (XIV–XV века) — эпоха кризисов, эпидемий (например, Чёрной смерти) и зарождения предпосылок Возрождения.

 Средневековье — именно переходная эпоха: сначала мы видим, как мода нащупывается, возвращается назад и с некоторыми изменениями возвращается к забытым формам. Римский костюм, впервые видоизмененный Византией, упорядоченный, сделанный в полувосточном стиле, возвращается. И вдруг, на заре XIII — го века, когда новые времена начинают выходить из сумерек старого варварства, появляется совершенно новая мода. Это настоящее рождение французской моды, очищенной от подражаний, заимствований и воспоминаний о Риме и Византии.

В период раннего средневековья идеал женской красоты основывается на церковном идеале. Женщина должна быть преданной, нежной, хрупкой, с тонкой талией и светлой кожей, иметь золотистые волосы, светлые глаза, красиво очерченные яркие губы и щеки цвета нежной розы. Возникает культ «прекрасной дамы», которой поклоняется рыцарь, ради которой проводятся турниры, которую воспевают трубадуры. Женщина находится в центре внимания придворной жизни. 

 Реалистические черты стали выступать гораздо ярче в искусстве готики, распространившейся по всей Европе, в период высокого средневековья. На самом деле, название «готика» условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые первыми применили этот термин, характеризуя искусство Средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон. После того как в XIX столетии появилось понятие «романское искусство», готическим стали именовать заключительный этап истории средневекового искусства в Западной Европе — с конца романтики до начала эпохи Возрождения.

Готика была порождена теми динамическими процессами в жизни средневекового мира, которые ознаменовали вторую половину XII–XIV веков. Это было время апогея в развитии феодального общества Западной Европы. В ХII—ХIII веках окончательно сформировалось сознание правящего класса феодалов, небывалого могущества достигла католическая церковь, которая претендовала на господство над всем западным миром. 

 XIII век знаменуется интенсивной классовой борьбой, которая приводит к классовой дифференциации и в костюме. Более заметным становится расслоение уже в среде самих феодалов, что отражается и в костюме знати. Еще более резко различается одежда феодалов, горожан и крестьян. В XIII веке издаются первые законы, ограничивающие пышность одежд вассалов в сравнении с сюзереном. Появляются законы, регламентирующие ношение одежд в зависимости от принадлежности к определенному сословию. В них предписываются строгие ограничения в выборе тканей и формы костюма для различных классов общества. Например, бюргеры в отличие от дворян не имели права носить шелковые одежды, длинные шлейфы и т. д. 

 Набирал силу здоровый реализм в жизни и обычаях, в искусстве и культуре; вместе с тем дотоле смиренное благочестие сменилось мечтательной аскезой, религиозным фанатизмом и идеологическими поисками, выразившимися в различных ересях. В это же время с развитием портновского искусства усложняется технология изготовления одежды. В одежде Западной Европы, и прежде всего во Франции, начинается подлинное «господство ножниц»: закладываются основы кроя, особенно повлиявшие на изменение форм женской одежды. Умение кроить ткани устранило зависимость фасона одежды от ширины ткацкого станка. ∞, [22.09.2025 23:09] То, что ранее едва отваживалось проявиться — подчеркивание тех или иных форм тела путем изменения силуэта, противопоставление частичного обнажения окутыванию, — теперь с полной определенностью производится посредством одежды, то есть появляется «мода» в современном смысле. В костюмах впервые появляются вшивные рукава, которые первоначально пришивают на один день, вечером отпарывают, так как одежда очень узка и снять ее иначе невозможно. Иногда рукава привязывают шнурками. Поскольку верхняя одежда, которую раньше надевали через голову, стала теперь настолько узкой, что ее пришлось разрезать спереди и снабдить застежками, последние впервые приобрели исключительно важное значение. С изобретением застежки и появлением распашной одежды, то есть разрезанной спереди сверху донизу, рукава начинают вшивать для постоянной носки. В костюме появляется воротник. Усложнение кроя позволяет расчленить объем и тем самым создавать костюм, подчеркивающий фигуру. В женском платье наблюдается членение на лиф и юбку. Характерной чертой силуэта одежды ХIII и XIV веков становятся вытянутые готические пропорции. Особенно же заметным влияние готики на костюмы стало в XV столетии. Тонкость и вытянутость силуэта с изяществом завершается сильно вытянутыми заостренными формами шляпы и башмаков. В одежде преобладают яркие цвета, самой модной тканью становится бархат, появившийся в период позднего Средневековья. Ткани богато орнаментируются. Излюбленный орнамент — растительный. Одежда для королевских особ и знатных женщин состояла из множества слоев. Их нижнее белье было сделано из бриджей, рукавов и сорочек и покрыто нижней юбкой из льна или шелка. Поверх юбки было длинное платье, которое текло за благородной женщиной, и это платье было покрыто роскошной туникой. Внутри замка носили специальные замковые ботинки, а второй комплект обуви из дерева и кожи надевали для прогулок на свежем воздухе. Женский костюм, как и мужской, состоял из двух туник, надетых одна на другую; эти туники были длинными, до щиколотки. Под нижнюю тунику надевали полотняную рубашку — камизу. Туники назывались котта и сюрко. Рукава у котты были длинные и узкие у сюрко — иногда короткие и широкие, а иногда их совсем не было. Сюрко подпоясывали поясом, спускающимся на бедра. В средние века для пошива одежды использовалось растительные волокна, такие как лён, пенька и хлопок, а также шерсть, овчина и мех животных. Также использовали шёлк, сатин, атлас и тафта. Более дорогими тканями считались дамаст и фастиан. Все шерстяные ткани, производимые в средневековье, можно разделить на три группы: 1. Сукно (wool) — самый дорогой тканевой материал 2. Камвольные ткани (worsted) — тканные материалы 3. Фетр (felt) — валянная ткань Костюм, который меня вдохновил, изображён на «Парадном щите» — это Фландрийский артефакт 15 века, изображающий сцену рыцарской любви, который в настоящее время хранится в средневековой галерее Британского музея. На передней панели щита изображен молодой рыцарь, облаченный в боевые доспехи. Преклоняя колени в знак уважения к женщине, которую он любит, он сжимает в одной руке древковый топор, а на боку у него лежит меч в ножнах. Фигура Смерти появляется сзади и злобно смотрит на него, протягивая руку, чтобы схватить рыцаря. С левой стороны щита возвышается благородная дама, излучающая высокомерие. Она одета в роскошное одеяние, позолоченные украшения которого переливаются на свету. На голове у нее длинный эннен, за спиной ниспадает шелковая вуаль. Любопытно, что выражение ее лица передает отстраненность, из-за чего она кажется несколько холодной или пренебрежительно относящейся к драматической сцене, разворачивающейся перед ней. Над головой рыцаря парит свиток текста со словами «ты или смерть». Эти слова показывают, что это сцена рыцарской любви, в которой рыцарь с радостью умрет, доказывая свою любовь, чем обесчестит свою даму и потеряет ее любовь из-за своих неудачных действий в бою. Уже по этому описанию становится ясно, что этот костюм олицетворяет жестокость и хладнокровие эпохи. 

Также этот костюм изображен на иллюстрации к одному из самых известных произведений Средневековья «Роман о Розе». Последние строки романа на странице с иллюстрацией гласят: «Прощай, отрада! Здравствуй, грусть, Покуда встречи не дождусь!» 

 Портрет Маргариты Йоркской 1458-го года позволяет более детально рассмотреть похожий костюм эпохи Средневековья. По нему можно заметить, что талия платья слегка завышена, шнуровка на груди соединена последовательелтьно и симметрично, линии декольте ровные, без изгиба, простой формы, рукав втачной, почти облегающий, слегка заходящий на ладони, свисающая часть эннена чуть ниже линии плечей, головной убор плавно обрамляет линию лба. Судя по всему, выбранный мною костюм принадлежал англичанке знатного положения. На это указывает роскошный головной убор, который носили замужние женщины, богатая ткань платья с меховым обрамлением снизу, а также некоторые ювелирные украшения. 

 Весь костюм состоит из 6 элементов: 

  •  Нижнее белье — бриджи и сорочка 
  •  Камиза — полочная рубашка Туника — сюрко 
  •  Верхнее платье с поясом Туфли из дерева и кожи 
  •  Головной убор — невысокий конусообразный эннен 
  •  Нижнее белье, камиза и туника могли быть сшить из недорогих тканных материалов, например, из льна. 

 Верхнее платье, вероятнее всего, было сшито из дамаска — (дама, камка, камчатка) — ткань (обычно шёлковая), одно- или двухлицевая с рисунком (как правило, цветочным), образованным блестящим атласным переплетением нитей, на матовом фоне полотняного переплетения. Начиная с 12 в. ткань привозилась в Европу с Востока. Позже, примерно с 16 в., её стали производить в Европе. 

 Эннены обычно делились из картона или проволочной сетки, поверх которой была закреплена легкая ткань. Высота могла быть 30, 50 см, а у королев и принцесс — до метра. Лёгкая вуаль уложена через эннен, и почти достигает пола. Короткая петля спереди эннена служила для того, чтобы поправить или удержать эннен на ветру в случае необходимости. Ткань вуали напоминает тюль. Вуали делали из тонкого шёлка разреженного плетения или из марли.

Статьи

Средневековый костюм. Костюмер, художник кино и телевидения в спб

Французский народный костюм

Церемониальный костюм невесты Франция, Бретань, Кемпер 1980 год
Средневековый костюм. Костюмер, художник кино и телевидения в спб

Русский народный костюм

Анализ русского народного костюма для копирования
Средневековый костюм. Костюмер, художник кино и телевидения в спб

Костюм эпохи Возрождения

Костюм эпохи Возрождения XVI века